Зеркало жизни  


"Зеркало" жизни Маргариты Тереховой
МАРГАРИТА Терехова… Сразу вспоминаешь целую галерею женских образов, созданных актрисой в театре, кино и на телевидении: прекрасная Диана, княжна Тараканова, Миледи, наконец… Сложная, тонкая актриса, Терехова поистине многогранна. Одной из важнейших для нее стала роль в фильме Тарковского «Зеркало».

Гений и мода
— ВСТРЕЧА с Андреем Тарковским была для меня школой такой, что лучше и не придумаешь. Такие режиссеры, как Тарковский, Антониони, Феллини, в лучших своих работах — а у них других и нет почти — делают что-то глобальное для искусства. Хотя кино и возникло только в ХХ веке, но при этом оно сконцентрировало в себе все прочие искусства, которые изобрело человечество за всю свою историю. И Тарковский был одним из тех, кто способен концентрировать искусство в самом себе. Мы, актеры, которым посчастливилось работать с Андреем Тарковским, попадая в его руки, начинали просто боготворить его. Хотя нет — это я не совсем точно выразилась, мы попадали не в руки, с первых же мгновений общения с ним мы попадали в его мир.

Я глубоко убеждена, что уход из жизни каждого гения — национальное бедствие. И если уж мы начинаем говорить о них в их отсутствие, то делать это мы должны так, чтобы не заглушать своими речами их голоса. Мы не имеем права пользоваться молчанием людей, столь одаренных Богом, говорить и писать о них все, что нам вздумается. К сожалению, гении в России всегда были не в моде. Хотя практически во всем мире гении становятся модными. Что я вкладываю в понятие «гений»? Мне в этом смысле близка терминология Даниила Андреева: бывают гении-вестники, бывают гении-пророки, бывают просто творцы — в самом широком смысле этого слова. И мне кажется, что у нас, в России, любой творец — обязательно вестник, он несет людям знание о других мирах, о каких-то высших духовных сферах. Если, конечно, он решается вступить на тот путь, который ему предначертан, а так оно обычно и происходит — ради этого они и приходят в наш мир.

Но это страшная участь — быть гением в России… Ведь до сих пор, к сожалению, в нашей стране модно совсем другое… И я не знаю, когда же кончится эта наша непростительная глупость. А гении, да и просто талантливые люди уходят, уходят… Скольких из них мы слишком рано потеряли только за последние сто лет! Но остаются их семьи, остаются их творения, и в этом наша надежда и счастье сегодняшнего общения с ними. И я убеждена, что, если бы Андрей Тарковский дожил до 1987 года, до перестройки — момента просветления и появления хоть какой-то свободы, он первым начал бы снимать, ему первому давали бы деньги. А для нас его фильмы стали бы нравственным ориентиром, и было бы меньше лжи и глупости вокруг… Понимаете, он весь был отсюда, из России. Он был такой, не могу подобрать другого слова, «корневой» человек. Я знаю, о чем говорю, ведь я снялась в «Зеркале» — как раз в том фильме, где было про его корни…

Озвученное Евангелие
НАЧАЛЬНИЧКИ в России — это ведь вечная история. У меня такое ощущение, что наш народ только с ними борется. Есть и были только одни «враги народа» — это начальники. Но сейчас, слава Богу, и эти времена уходят. Я вижу это. Хотя как раз в столице ситуация изменится в последнюю очередь, вы понимаете почему: здесь концентрация начальства отродясь была выше. Но все же они обессиливают, и народ на них уже почти не обращает внимания, потому что начал понимать — те, на кого мы работаем, нам в нашей жизни не помощники.

Для меня показатель того, что ситуация меняется в лучшую сторону, — то, что люди начинают обращаться к Богу. Хотя иногда это несколько комично выглядит: когда, например, по телевизору показывают, как все эти люди невероятные — не знаешь, кто они, что они, — с громадными свечами несутся к иконам. Забавно наблюдать: все быстро сделал, оглянулся и побежал… А площадь перед церковью усеяна иномарками… Когда такое было раньше? Да никогда! Но это же хорошо! Когда я слышу: «Они лицемерят, обращаясь к Богу», — мне всегда хочется сказать: «Но ведь к Богу же! И не нам судить, лицемерно это или нет». Одно то уже хорошо, что люди стали нуждаться в Боге.

Меня пригласили принять участие в записи Евангелия от Иоанна. Я раньше даже не знала, что такая вещь, как озвученное Евангелие, существует. Потом эти кассеты раздаются, естественно, совершенно бесплатно всем, кто в них нуждается. Кстати, такой интересный момент. Главным «отборочным критерием», подходит ли актер для этой записи, был следующий: спрашивал он или нет, будет ли эта работа оплачиваться. То есть нормальному и в голову прийти не может, что за такое можно взять деньги. Слава Богу, что ты вообще удостоился такой чести! В общем, хотите — верьте, хотите — нет, но я записывала Богородицу. И вы бы видели, что со мной было, как меня колотило всю! К слову сказать, я ведь в свое время отказалась от этой роли в фильме «Мать Иисуса» и, в общем-то, не жалею. Так вот, возвращаясь к той записи. Священник, к которому я пошла накануне, чтобы получить благословение, разумеется, поинтересовался, что это будет. И когда я объяснила, он сказал: «Ну и правильно, кто-то прочитает, а кто-то и послушает».


 
Используются технологии uCoz